Под крымским селом Тенистое поисковики обнаружили останки советского штурмовика. Самолёт разбился во время Крымской наступательной операции. До сих пор живы свидетели той трагедии. Но действительно ли это тот самый Ил-2, и почему близкие одного из членов экипажа отказались верить в историю гибели борта?
Вместе с поисковиками ответы искала Евгения Квашнина.Близкие волновались, что такой разговор вызовет у пожилой женщины слишком сильные эмоции. В 98 лет силы на тяжелые воспоминания найти непросто. Но Елизавета Ковешникова захотела рассказать о том, что запомнила навсегда: как в 1944-м году на её глазах погиб советский штурмовик.
Елизавета Ковешникова
«Я думала, что лётчик там живой. И побежала.
Когда я прыгнула в эту воронку, самолёт как упал, врезался в землю.
Конечно, наверное, и в меня стреляли, потому что кругом рвали снаряды. Но мне очень было жалко нашего лётчика!»
Елизавета Владимировна нарисовала эту схему по памяти. И поисковики нашли.
Этот участок собирались разровнять под частный дом, но за неделю до начала поиска у владельца сломалась техника — стройка кончилась. Не начавшись.
На окраине села Тенистое звенит каждый метр — здесь штурмовик ИЛ-2 и врезался в землю. Спустя 80 лет вот он — тысяча кусочков.
То, что было местной легендой, обретает реальные черты. Жители села говорят: по рассказам старших, это был апрель 44-го. Шла Крымская наступательная операция. 8-я воздушная армия выбивала захватчиков с полуострова.
свидетель Георгий Аман: «Самолёт вот летит — смотрим, говорит, чёрный след пошёл.
Он пошёл падать. И видели, куда, говорит, пошёл».Поисковики собирают события по частям так же, как собирают останки самолёта. И уже готовы предположить, как случилась трагедия.
Андрей Могила, председатель поискового объединения ДОСААФ России «Крым-Севастополь-поиск» Андрей Могила: «У стрелка был УБ — универсальный Березина калибром 12.7 мм. Такие вот гильзы тоже попадаются. И что интересно — гильзы с надколотым капсюлем, то есть стреляные. Это говорит о том, что стрелок вёл бой, отбивался от вражеских истребителей. По этим вот пряжкам парашютной системы, что экипаж или кто-то из экипажа не покинул машину».
В карманчике вытащила документы. Хорошо запомнила: Василий Васильевич Табанец, город Краснодар.
В боевых журналах 8-й воздушной армии такая фамилия есть. Василий Васильевич Табанец, 1922 года рождения, сержант 502-го авиационного штурмового полка. В донесении сказано: вылетел в район Севастополя на штурмовку войск противника. Не вернулся с боевого задания.
Глава Союза моделистов Севастополя Андрей Макарчук показывает: вот так шёл типичный бой для ИЛ-2. Летающий танк, живучий и выносливый. Даже потеряв сопровождение, его экипаж старался биться до конца.
Андрей Макарчук, глава Союза моделистов Севастополя: «Штурмовики старались снизиться на минимальную высоту для того, чтобы стать сложной мишенью. Потому что летящий на небольшой скорости самолёт прижавшийся атаковать высокоскоростному истребителю было довольно-таки сложно».
Сейчас поисковики предполагают: экипаж пытался дотянуть до своих. Но не вышло. Если удастся найти номера машины, откроется новая ветка истории — что случилось с командой. Жители говорят: судьба тела пилота им неизвестна. Стрелка Табанца похоронила Елизавета Ковешникова. В документах нашла адрес семьи.
Я написала, что он не пропал без вести, а похоронен в Некрасовке на горе.
Они, вероятно, мне не поверили.
Это было их право — доказать нечем, те документы из солдатской гимнастёрки были утеряны. Теперь судьба даёт семье ещё один шанс воссоединиться — всё зависит от номера борта, который пока скрывает земля Тенистого.
Евгения Квашнина, Денис Прошин, Виталий Козловский, «Вести Севастополь»