
Над белым безмолвием Антарктики на высоте 7,5 тысяч метров. Военный лётчик Валерий Епанчинцев рассказал, как выполнял полёт на лёгком самолёте Ан-2. В музее «Крым. Небо. Самолёты» он встретился со школьниками. О миссии, которую считали невыполнимой, расскажет Евгения Квашнина.
Валерий Епанчинцев с улыбкой отвечает: страхов не было.
Только чувство долга. Этот человек — участник большой полярной экспедиции. Его экипаж эвакуировал российский самолёт АН-2 с американской полярной станции на Южном Полюсе. Об этом подвиге снят документальный фильм. Полёт на одном моторе с малым запасом топлива на высоте большей, чем Эльбрус. И в таких слоях атмосферы, где у живых существ начинается кислородное голодание. Но вспоминает об Антарктике Валерий Епанчинцев другое.Просторы! Белые-белые просторы. Куда глаз не кинешь — белое-белое поле. И это очень красиво.
Российский самолёт оказался на Южном полюсе после полярной экспедиции Артура Чилингарова, который приземлился на американской полярной станции, шокировав её обитателей. В 2002 году это был мировой рекорд — впервые до Южного полюса долетел одномоторный борт! Но обратно самолёт улететь уже не смог. Так и простоял несколько лет при 80 градусах ниже нуля — от холода у него даже лопнули стёкла. Тогда и пригласили военных лётчиков, которым предстояло вернуть машину на родную землю.
Мы не использовали обогрев кабины — и летели на высоте в полностью холодном самолёте, без обогрева кабины. И самое интересное — были вынуждены использовать обувь, летние кроссовки. Потому что упоры на педалях не позволяли ставить зимнюю обувь.
На борт взошли налегке — и поднялись на высоту для АН почти нереальную — семь с половиной тысяч метров. Топлива в баке при этом было даже меньше, чем нужно, чтобы долететь до своих — помогла удача.
Владимир Широчкин, ученик 7 класса гимназии № 24: «При такой температуре как можно работать и выживать? Аномальные температуры. Тяжело там, я думаю».
Для восхождения на большую высоту альпинисты берут кислородные баллоны. В этой экспедиции у команды эвакуации был только один — на случай, если гипоксия станет невыносимой. Американцы, хозяева базы, где стоял самолёт, тогда сказали: это невозможно. Но экипаж выполнил задание — лётчики провели над Антарктикой семь часов.
Евгения Квашнина, Виталий Козловский, монтаж. Вести Севастополь.