73 года назад в Севастополе запустили первый троллейбус. Он пришёл на смену дореволюционному трамваю, сеть и маршруты которого после войны решили не восстанавливать. 6 ноября 1950 с площади Коммуны, нынешней — Ушакова, отправились в рейс троллейбусы, которые связали вокзал и гору Матюшенко. Сейчас это район улицы Льва Толстого, там и находится главное депо «Севэлектроавтотранса».
Репортаж Ростислава Колмагорова.Анатолий Бабилунга служит капитаном уже 30 лет. За это время, рассказывает моряк, накопилась усталость, захотелось быть ближе к дому. Поэтому перешёл на паром «Адмирал Истомин». Пришлось даже переучиваться — специфики много: двигаться, маневрировать и швартоваться надо по-особенному. Но главное, найти ответ на вечный вопрос: где у парома корма, а где нос.
«Мы сейчас стоим туда — значит, это носовая часть, а это — кормовая. Хотя, в принципе, это корма, по трубе. Труба у нас там. Когда мы идём в обратную сторону, он же как челнок, туда-сюда, считается наоборот. Там остаётся корма, а там нос. Они идентичны под водой», — рассказал капитан парома «Адмирал Истомин» Анатолий Бабилунга.
Официальное место работы — не «Морпорт», а «Севэлектроавтотранс». Паромы и городские катера предприятию передали в 2020 году.
При этом в советские годы всё было ровно также: всем движением управляла одна контора «Гортранс». А эта история, в свою очередь, берёт начало от первого троллейбусного маршрута. Он начал работу 6 ноября 1950 года.
«В то время были троллейбусы только в Ленинграде, Москве, Киеве. И Севастополь был следующим», — поделилась библиотекарь, хранитель музейных экспонатов Нинель Бучинская.
В Севастополь из столицы прислали восемь машин «МТБ-82Д». «М» — значит, «Московский», «ТБ» — троллейбус, а 82 — номер завода. Всё, чтобы запутать шпионов. Строили не в Москве, а в Подмосковье, на секретном производстве, где в войну делали фронтовые истребители, а на закате Союза орбитальный корабль «Буран». Поэтому и точного количества этих троллейбусов никто не знает. Зато получились надёжными и неприхотливыми.
А в музейном дворике стоит дореволюционный трамвай. Конечно, не настоящая машина, это её масштабная модель, один к двум, которую ещё в советское время делали своими руками сотрудники предприятия. Вот интересно посмотреть, как тогда выглядела техника. Без окон, без дверей, точного количества мест в салоне не указано. Кто запрыгнул — тот молодец. Как и не было чётких остановочных пунктов. Только остановка по требованию.
Никто тогда и не подумал бы, что пройдёт 120 лет и наступит настоящая фантастика. Троллейбусам даже контактная сеть теперь не нужна для движения. В Севастополе действуют четыре маршрута на автономном ходу. 10к, 11, 11А и «семёрка». Это сложная инженерная система, в основе которой вот такие энергетические ячейки.
«Литий-железо-фосфатный аккумулятор, таких аккумуляторов в троллейбусе 144, расположены они в заднем свесе. Для охлаждения таких батарей используется собственный кондиционер», — отметил начальник управления транспорта ГУП «Севэлектроавтотранс» Антон Ажищев.
Антона Ажищева знает без преувеличения каждый севастополец. Это именно его голосом уже восемь лет говорит автоинформатор в троллейбусах. Но это не основной профиль работы, всё же больше Антон занимается инженерными основами движения общественного транспорта. Много экспериментировали, высчитывали идеальные пропорции автономного хода. Выяснили — машина должна ехать 60% времени под токоприёмником, а остальное — на аккумуляторах.
«Аккумуляторы, как и люди, они не идеальны. Какой-то может зарядиться сильнее, другой слабее. Вот такие вот платы и позволяют перераспределить энергию по всем аккумуляторам», — подчеркнул Антон Ажищев.
«Мы находимся рядом с автобусом „КаВЗ 427070“, попавшим в ДТП. Автобус полностью разбирается, выравнивается, панели восстанавливаются, стекло вклеивается, и в готовый автобус передаётся в подразделение автоколонны. В автобус садится водитель, снаряжается и отправляется на маршрут», — поделился начальник управления ремонта «Севэлектроавтотранс» Пётр Кухарев.
В ремонтных мастерских есть запас деталей, но по большей части комплектующие стараются изготовить или починить своими силами. Ещё с советских времён сохранился большой станочный парк.
«В данный момент, я протачиваю крышку компрессора, посадочное место под подшипник. Тут нужно допуск размера три сотые доли миллиметра», — рассказал токарь Ромас Пашилис.
В гараже «Севэлектроавтотранса» есть и спецмашины. Например, социальное такси. По сути, обычный фургон, но оснащённый оборудованием для перевозки маломобильных пассажиров.
«Маломобильные граждане имеют право в медучреждения, аптеки, магазины, к автовокзалам, ж/д вокзалам, куда общественный транспорт не ходит», — отметил начальник отдела транспорта школьно-социальных автобусов Виталий Ермилов.
Ещё «Севэлектроавтотранс» владеет парком школьных автобусов. 66 машин каждый день работают на линии. Они заезжают в сёла, отдалённые районы. Благодаря пунктуальности водителей две тысячи детей каждое утро не опаздывают на уроки и безопасно добираются домой после занятий.
Ростислав Колмагоров, Эдуард Новожилов, Михаил Кисиль