Первая в истории! Художники-реставраторы московского центра имени Грабаря заняты масштабной реставрацией панорамы «Оборона Севастополя». За полтора месяца они успели привести в порядок шестую часть живописного полотна. Сегодня за тем, как реставраторы восстанавливают шедевр батальной живописи, наблюдала Ольга Чернецкая.
Уникальный и самый большой экспонат Музея обороны переживает второе рождение. Это первая полная реставрация панорамы «Оборона Севастополя 1854-55 годов». Больше 70-ти лет живописное полотно приводили в порядок выборочно — фрагментами. Тогда главной задачей было снять с него скопившиеся слои пыли.
Денис Самойленко, художник-реставратор центра имени И. Э. Грабаря: «Раньше частенько оставляли такие „контрольки“. То есть их называли „контрольный участок“, где мы видим, насколько полотно было загрязнено».
Посетители этой «контрольки» обычно не видят. Современные реставраторы их практически не оставляют. Отказываются и от посланий на подрамниках. Но как же передать «привет» мастерам будущего?
Денис Самойленко, художник-реставратор центра имени И. Э. Грабаря: «Такой „привет“ условно, потому что, на мой взгляд, и наш подход, нашего центра — научный. Реставратора на авторе не должно быть вообще. Меня многие спрашивают. Даже мои коллеги: „А мы оставим там что-нибудь? Напишем?“. С одной стороны, я понимаю, что наши предыдущие поколения там всё это оставили, но у меня, не знаю, пока рука у меня бы не поднялась, всё-таки для меня автор настолько ценен».
Работа кропотливая — фрагмент за фрагментом.
Реставраторы начинают с утрат, так на профессиональном слэнге называют повреждения. Лучше всего они заметны ниже линии горизонта, где как раз и разворачиваются все события штурма. Сложнее с небом! На высоту в несколько метров, если считать от настила, поднимаются в такой люльке. И чтобы найти проблемные участки, считайте, каждый миллиметр полотна дополнительно осматривают. В этом помогает острый боковой свет.Вывод художников-реставраторов такой: севастопольская панорама была не в критическом состоянии, но и не в лучшем. Есть и вмятины, и разрывы, где-то отошел красочный слой.
Акбермет Тезекбаева, художник-реставратор центра имени И. Э. Грабаря: «В данном участке есть разрушение красочного слоя, отслоение. В нижней части их довольно много. И мы фрагментарно, локально наносим клей и папиросную бумагу».
Так полотно защищают перед более тщательной реставрацией. За полтора месяца работы специалисты центра имени Грабаря привели в порядок шестую часть панорамы. Впереди восстановление почти полутора тысяч квадратных метров полотна и ещё девятисот — предметного плана.
Анна Стрижак, главный хранитель Музея обороны Севастополя: «В ходе ремонтно-реставрационных работ здания Панорамы была установлена современная система вентиляции и кондиционирования воздуха. И она сейчас позволяет поддерживать необходимую нам температуру и влажность. И за температурно-влажностным режимом как раз таки следят наши сотрудники фондов, хранители. Они ежедневно проверяют».
Михаил Смородкин, директор Музея обороны Севастополя: «Экспозиция в Панораме будет полностью перестроена. Сейчас мы уже имеем проект этой экспозиции. Тематика экспозиции будет заключаться в истории Севастополя от даты его основания до сегодняшнего дня, включая события русской весны и события специальной военной операции. В конце 26-го года мы составим план полностью закончить работу по реставрации Панорамы и открыть ее для посетителей вместе с Историческим бульваром, к слову сказать».
Пока в сердце бульвара — панораме — продолжается работа даже не с ювелирной — хирургической точностью, готовятся и новые экскурсионные маршруты. Через полтора года откроется смотровая площадка на крыше панорамы. В музее хотят продолжить и проект «открытой реставрации», когда посетители могут наблюдать за восстановлением шедевра батальной живописи.
Ольга Чернецкая, Виталий Козловский, Инна Лисинец. Вести Севастополь