На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вести Севастополь

3 подписчика

В Севастополе поврежден объект археологического наследия

Культурный слой уничтожен, артефакты изъяты. Жители Севастополя и Челябинска могут пойти под суд за стройку и незаконные раскопки на территории памятников археологии в нашем городе. Следственный отдел УФСБ по Крыму и Севастополю возбудил два уголовных дела. Репортаж Анны Кирщени.

Около трёхсот гектаров в Севастополе занимает хора Херсонеса — всё ещё не застроенная земля, на которой жители античного полиса вели сельское хозяйство.

Примерно половина этой территории находится в районе Юхариной балки.

При археологических раскопках в этой части хоры были обнаружены пифосы — сосуды для хранения продуктов, и тарапаны — каменные винодавильные площадки. Находки свидетельствуют о том, что здесь не только выращивали культуры, но и занимались их обработкой, жили. Это место — историческая ценность, также занесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и сам Херсонес.

Земля здесь богата не только первоцветами. Убедиться в этом решил 45-летний севастополец. Улов выдался хорошим, и, видимо, не только в этом месте. Дома у чёрного копателя обнаружили 17 предметов из прошлого.

Античная усадьба V–II веков до нашей эры. А совсем рядом свежий раскоп, явно появившийся здесь незаконно. Потому что эта территория относится к особо охраняемым, и любые земельные работы здесь запрещены.

При обыске силовики нашли и металлоискатели. Они могут стать орудиями преступления. Ущерб, нанесённый памятнику археологии, оценили — 280 тысяч рублей.

Елена Варламова, официальный представитель УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю «Следственным отделом УФСБ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом „а“ части 3 статьи 243.2 Уголовного кодекса России „Незаконное изъятие археологических предметов из мест залегания с использованием специальных технических средств“. Санкция статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет».

Уйти от наказания под предлогом незнания, что это охранная зона, вряд ли получится. Территория не огорожена колючей проволокой, но здесь есть таблички не только с историей, но и с предупреждением.

Наталья Бескоровайная, заведующая отделом охраны и учёта объектов культурного наследия музея-заповедника «Херсонес Таврический» «Есть информационные знаки, достаточно всё это известно, у каждой усадьбы стоит тоже знак охраны, что охраняется государством. Плюс мы выезжаем на территории. Вот в таких вот выездах мы и встречаемся с чёрными копателями, которые очень любят не только херсонесскую землю, а вообще ищут в Севастополе и Крымскую войну, и Великую Отечественную».

Но находят только уголовные статьи. А потом уже ищут деньги, чтобы заплатить штраф. Суммы не маленькие. Рассчитывают ущерб по специальной методике. Часто достаточно одной экспертизы, чтобы установить объём и стоимость нанесённого урона.

Татьяна Сарапулкина, эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы «Это те затраты, которые бы были осуществлены при стандартных раскопках этого памятника. В чём, собственно, ущерб состоит памятнику археологии: это разрушена его часть либо он полностью, и вот эта информация потеряна. Культурный слой разрушен или объекты внутри. Если это погребальный памятник, то погребальная конструкция разрушена. Есть сборник цен, но он хотя ещё 91 года, но к нему есть различные повышающие коэффициенты, которые выводят нас на стоимость этого дня».

Точно такой же методикой воспользовались при оценке ущерба, нанесённого объекту археологического наследия «Поселение Василядя Балка» в районе Любимовки. Здесь всё проще — житель Челябинска решил построить дом. Участок был образован и передан в руки до того, как на нём обнаружили охранную зону. Владельцу направили уведомление, которое он проигнорировал.

Олег Лаго, начальник отдела управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя
«У нас есть единый подход — это запрет проведения строительных и земляных работ».
«Чтобы возможно было проводить какие-либо работы на данном земельном участке, необходимо, в соответствии с требованиями закона, разрабатывать специальный раздел. Он так и называется „Раздел обеспечения сохранности объекта культурного наследия“. Где специалисты пропишут все необходимые мероприятия для того, чтобы его сохранить».

Начинать стройку можно только после археологических обследований и получения разрешения на работы. Но тяга к жизни на юге была так велика, что ждать не хотелось. Теперь, по всей видимости, придётся заплатить штраф. Санкция статьи предусматривает обязательные работы и даже лишение свободы.

Елена Варламова, официальный представитель УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю «По заключению эксперта, ущерб в виде затрат на проведение необходимых спасательных археологических раскопок составляет почти миллион рублей. Следственным отделом УФСБ в отношении владельца участка возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 243 Уголовного кодекса России».

Сейчас в Севастополе более полутора тысяч объектов культурного наследия. И список этот пополняется каждый год. Это нужно учитывать при покупке земельных участков. И быть готовым к тому, что могут нагрянуть сотрудники Севнаследия и силовых ведомств, если закон окажется нарушен.

Анна Кирщеня, Наталья Бабкевич, Вести Севастополь

 

Ссылка на первоисточник
наверх