Научные сотрудники Херсонеса Таврического готовят к переезду в новое фондохранилище почти 300 тысяч артефактов. Здания, в которых они пока хранятся, вскоре станут частью мужского монастыря. Уникальные находки сейчас бережно упаковывают и готовят к транспортировке. Особое внимание — стеклянным изделиям.
Они станут частью экспозиции в музее античности и Византии, который в этом году должны открыть в Новом Херсонесе.В небольшой комнате, заставленной артефактами, художник-реставратор, которая за 15 лет работы вернула к жизни больше тысячи предметов, залечивает раны очередной находке — бальзамарию античного периода. Эти осколки нашли во время раскопок в южном пригороде Херсонеса. Людмила Строганова к каждому предмету относится как к живому существу. Для изделий из стекла особо опасна иризация — она может превратить в тлен труд нескольких поколений.
Людмила Строганова — художник-реставратор по керамике и стеклу музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Если легкая иризация, легкая радуга на стекле, а дальше она вглубь разрушает, и стекло может расслоиться и может просто рассыпаться в порошок. Мы стараемся иризацию убрать максимально, а потом консервируем клеем».
Склеить осколки прошлого получается в несколько этапов: очистка от грунта, купание в водно-спиртовом растворе, просушка и абразивная очистка. Всё без особых приспособлений. Только кисти, зубочистки, растворы, песок и, конечно, руки мастера. Порой склеивать приходится осколки, толщина которых не более полутора миллиметров. Реставрация может занять больше месяца.
Людмила Строганова — художник-реставратор по керамике и стеклу музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Он очень больной, там надо смотреть, очень большое расслоение, его надо снимать, смотреть, сколько останется живого стекла, когда этот предмет уже чистенький, склеенный, это ведь подарок».
О хрупкости мира в этом помещении напоминает всё. С особой осторожностью из коробок достают предметы, которые никогда не экспонировались. Найдены на могильнике Фронтовое-3. В этом сосуде буквально сохранилось дыхание того, кто его изготавливал: в ручке — пузырьки воздуха.
Наталия Демиденко — главный хранитель музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Это было сделано людьми 2 тысячи лет назад, людьми, которые вложили сюда вдохновение, свой талант. Он сопровождал человека при жизни, он стал инвентарем погребальным, а потом его нашли археологи. Хранить такие вещи — это большое счастье, потому что ты можешь поделиться секретом двухтысячелетней давности».
В будущей экспозиции представят и изготовленный не в Херсонесе привозной стеклянный сосуд. В его орнаменте — переплетение истории и труда, который связал античность и современность.
Наталия Демиденко — главный хранитель музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Он сам по себе — произведение искусства, потому что ему две тысячи лет, плюс это еще замечательная работа реставраторов, которые вернули его нам. Такой роскошный бокал в первую очередь для вина — обязательного участника трапезы».
Фондохранилища музея-заповедника вскоре переедут в новое здание, построенное специально для почти 300 тысяч экспонатов и готовое принять еще не одну сотню артефактов. А на витринах нового музея Античности и Византии будут сиять не осколки жизни древнего полиса, а восстановленные страницы истории.
Анна Селищева. Наталья Бабкевич. Анастасия Пипенко. «Вести Севастополь»